Директор Музея кочевой культуры на Авиамоторной Константин Куксин вот уже 20 лет по несколько раз в год ездит в Монголию как этнограф.
Великий шаман в розовой футболке
Много было разного за эти годы. Константин Куксин побывал в самых труднодоступных уголках страны — и в высокогорьях, и в пустыне. А в 2014 году он познакомился с великим шаманом Зоригтом.
— Мы перебирались через горный перевал, и в долине встретили Зоригта и его жену, — вспоминает Константин. — Наш проводник сразу шепнул мне, что это великий шаман, чему я поначалу не поверил. Зоригту было на вид не больше сорока, и на нём была розовая футболка с надписью Ulaanbaatar I love you.
В том же году Константину впервые удалось побывать на шаманском обряде.
— В чум тогда набилось много людей, жгли костёр с можжевеловыми ветками, в который подливали водку, — вспоминает он. — Зоригт стучал в бубен и определённым образом дышал, чтобы войти в состояние транса. Перед этим все, у кого был какой-то вопрос, отрывали полоски ткани от одежды и повязывали их на кольца шаманского одеяния, чтобы дух, занявший тело шамана, запомнил их. В трансе шаман кидал колотушку в толпу, её ловили и возвращали, вместе с этим задавая вопрос. А в это время жена Зоригта стояла рядом с тетрадью, в которую записывала вопросы соплеменников и ответы духа.
Лицом к Полярной звезде
Спустя год исследователь поучаствовал в обряде в качестве ассистента. Он должен был нагреть шаманский бубен, надеть на Зоригта специальную маску с глазами, а после обряда помочь вынести из чума шамана, находящегося в этот момент без сознания.
— Когда шаману на глаза надевают маску, считается, что душа покидает тело и его занимает дух предка, — рассказывает Константин. — Зоригт начал иначе двигаться, говорить другим голосом на древнем наречии тувинского языка, который мало кто знает. Было очень страшно. Когда дух покидает тело шамана, он падает и словно весь деревенеет, впадая в кататонический ступор. Мне нужно было вынести его из чума и повернуть лицом к Полярной звезде, чтобы душа смогла найти дорогу к телу и вернуться из мира духов — иначе шаман умрёт. Помню, выношу Зоригта, а вокруг огромное, сплошь усыпанное звёздами небо — попробуй ещё найти в этой россыпи Полярную! А мне под руку говорят: «Скорей поверни его, а то он сейчас умрёт!» Я тогда подумал: как же будет глупо, если мой друг умрёт из-за моих плохих познаний в астрономии!
Когда шаман очнулся, он попросил дать ему сигарету и рюмку водки. А потом ещё и неприличный анекдот рассказал.
— Это было нужно, чтобы почувствовать себя живым человеком и справиться с ужасом после пребывания в мире духов, — улыбается Константин.
Бубен на кедре
Три года назад шаман Зоригт погиб.
— Он ехал на машине через замёрзшее озеро, и она ушла под лёд. Зоригта похоронили по местным обычаям: на ветви кедра повесили его бубен и шаманский наряд, а завёрнутое в ткань тело оставили у подножия дерева, — говорит Константин. — Как мне рассказали, наутро тело исчезло, а на снегу вокруг не было никаких следов.
В этом году Константин с группой отправился в селение, в котором некогда жил Зоригт, но добраться туда не удалось из-за снегопадов. Зато на стоянке они случайно встретили его ученика. Он-то и рассказал, что новым шаманом стала дочь Зоригта Зола.