По новому стандарту экстренной медицинской помощи во всех строящихся сейчас в Москве скоропомощных стационарных комплексах (ССК) с пациентами будут работать не только врачи, но и социальные координаторы. Новые сотрудники помогут пациентам и их родственникам решить немедицинские проблемы, которые порой возникают, когда человека экстренно госпитализируют. Благодаря новому подходу у медиков появится больше времени на оказание медицинской помощи.
Помогут побороть тревогу
Социальные координаторы будут помогать пациентам не только во время нахождения в ССК, но и в отделении, если будет принято решение о переводе пациента туда для продолжения лечения. Выявят тех, кто встревожен, растерян, и предложат им проконсультироваться с психологом. Кстати, психологи в скоропомощных комплексах — тоже новшество. Это сотрудники Московской службы психологической помощи населению. Ранее они работали в резервных госпиталях и в ряде городских больниц, где проходили лечение пациенты с COVID-19.
Заработают контакт-центры
Бывает, что когда пациента увозят на скорой, в школе или в детском саду у него остаётся ребёнок, которого нужно забрать. Или некому позаботиться об оставшемся дома питомце. Иногда больной не может дозвониться родственникам. Подобные немедицинские проблемы также помогут решить соцкоординаторы. Особое внимание они уделят пожилым и людям с инвалидностью, многодетным и одиноким мамам и другим социально незащищённым категориям.
Для оперативной связи с родственниками госпитализированных в каждом скоропомощном комплексе заработают контакт-центры. Операторами в них также будут соцработники.
Сегодня социальные координаторы и психологи уже получают необходимый опыт. Они работают в стационарах, на базе которых откроют новые скоропомощные комплексы.
К пожилым — особый подход
— Каждое утро начинаем с летучки. Разбираем в том числе рабочие ситуации. К некоторым пациентам нужен особый подход, особенно к пожилым. Часто они не только чувствуют себя неважно, но и страдают от непривычной обстановки и незнакомых людей вокруг. А бабушки и дедушки с деменцией могут даже впасть в панику, — рассказывает ведущий специалист социальной службы ГКБ им. В.В.Вересаева Анна Сергеева. — Мы знакомимся с ними и, если человек готов общаться, рассказываем, какую социальную помощь он может получить здесь и после выписки. Если видим, что пока не время, приходим снова.
По словам Сергеевой, соцкоординаторы сопровождают пациентов не только во время лечения, но и во время выписки. Помогают заказать такси домой для одиноких пациентов, которым трудно самостоятельно передвигаться. А ещё ищут родственников, помогают восстановить документы, оформить обслуживание на дому соцработником.
Чаще тревожатся о здоровье
Психолог ГКБ им. В.В. Вересаева Елизавета Шашурина говорит, что чаще всего пациенты просят помочь справиться с тревогами по поводу своего здоровья. А кому-то дискомфортно от того, что приходится находиться в больничных стенах, а не дома. Обращаются к психологу и с другими проблемами.
С каждым проводится работа индивидуально. Бывает, что помощь нужна и самим врачам, которые в силу своей профессии сталкиваются с не менее сложными эмоциональными переживаниями.
Где откроются скоропомощные стационарные комплексы?
В 2023 году ССК заработают в ГКБ №15 им. О.М.Филатова, НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, ГКБ им. С.П.Боткина, ГКБ им. В.М.Буянова, ГКБ им. В.В.Вересаева и ГКБ №1 им. Н.И.Пирогова.