К концу лета цены на бензин незначительно подросли. Чего ждать от них осенью и будет ли «горючка» нам по карману, выяснил у экспертов корреспондент «ЮВК».
Вместо экспорта — в Россию
На заправке недалеко от пересечения МКАД и Волгоградского проспекта литр 95-го бензина стоит 53 рубля. Проезжаю ещё пару километров. На следующей заправке литр АИ-95 продают на 20 копеек дороже.
По словам эксперта Финансового университета при Правительстве Москвы и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, резкого роста цен не произошло, потому что топливо, которое раньше шло на экспорт, сейчас поступает на внутренний рынок. Если поднять на него цены, то автовладельцы будут заправляться реже. А значит, и прибыли нефтяные компании получат меньше.
Производителей топлива поддерживает Правительство РФ, выделяя льготные кредиты. Однако есть условие: цены на топливо не должны повышаться. Ведь от него зависят и цены на продукты и промтовары.
— В итоге топливо за весну и лето подорожало в среднем на 1-2 рубля, — поясняет Игорь Юшков. — До конца года рост цен на бензин возможен. Но не больше чем на 10% от сегодняшнего уровня.
Сетевым заправкам доверяют больше
Те, кто ездил летом в автопутешествие, наверняка обратили внимание, что на федеральных дорогах закрываются АЗС. Неработающие заправки можно увидеть, например, на автотрассе М-7 «Волга», которая соединяет Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань. Судя по логотипам, закрывшиеся АЗС не входят в крупные сети. Но работать они перестают вовсе не из-за санкций. По мнению Игоря Юшкова, мелкие заправки просто не выдерживают конкуренции с крупными компаниями. Ведь качеству бензина на сетевых АЗС, которые на дорогах открываются всё чаще, автовладельцы доверяют больше. Как следствие — мелкие заправки теряют клиентов и закрываются. И происходит это уже не один год.
Ушли Shell и BP
На столичных дорогах перестали работать иностранные сети АЗС BP и Shell. Таких АЗС было немало на МКАД. Продавали они, как правило, топливо, произведённое на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне. Это же топливо продавалось и на соседних АЗС, которые работали под российскими брендами.
В сообществе автовладельцев уже начали поговаривать: закрытие иностранных сетей приведёт к дефициту АЗС. Однако стоять в очереди за бензином вряд ли придётся.
Закрывшиеся сети перешли к российским компаниям: Shell — к «Лукойлу», ВP — к «Роснефти». На них меняют оформление, заменяя старые логотипы новыми. А затем снова начинают работать: я видел это не раз, когда ездил по МКАД и по городским магистралям. На открывшихся заправках, как и раньше, продают все виды топлива, в магазине — моторные масла, а в кафе — выпечку, кофе и чай. Если что-то и меняется, то только вывески.