Накануне своего 60-летия актёр Театра «Ленком» Андрей Соколов встретился с журналистами. На пресс-конференции народный артист России не только отвечал на вопросы, но и исполнял свои песни, аккомпанируя себе на гитаре, читал стихи из своего второго сборника «Дом мой вырос без тебя».
Учился играть на баяне, а освоил гитару
— Андрей, вы пишете стихи, песни, причём сами же их исполняете. А с чего всё началось?
— Мама хотела, чтобы сын играл на скрипке, и в шесть лет отвела меня в музыкальную школу. Кстати, в этом же возрасте я написал своё первое стихотворение. Перед прослушиванием мама сказала, чтобы я ни в коем случае не исполнял «Калинку». В музыкальной школе нас завели в зал, и один из моих юных конкурентов как раз передо мной спел ту красивую, мелодичную песню, что я подготовил. Мне ничего другого не оставалось, как петь «Калинку». После этого на отделение скрипки я не попал. Но года два отучился по классу баяна, потом сбежал, заявив маме: либо я, либо баян. А гитару освоил с дворовыми мальчишками. Когда уже стал студентом Щукинского театрального училища, первое, что мне сказал педагог по вокалу: «Андрей, самое главное — не пой! Не нужно тебе это!» После этого я наперекор всем начал петь.
Первый автограф
— Вы снялись в 120 фильмах. А чем запомнился самый первый?
— До сих пор, когда проезжаю по Новому Арбату, у меня возникает ассоциативный ряд, связанный с моим первым фильмом «Она с метлой, он в чёрной шляпе». Когда кино только вышло в прокат, я отпросился с занятий в театральном училище, чтобы посмотреть, как я выгляжу на экране. Пошёл в кинотеатр «Октябрь» на первый же сеанс в 9 утра. То, что я увидел, повергло меня в ужас. Наверное, каждый записывал свой голос в детстве на плёнку, и то, что потом слышал, вызывало неприятные ощущения. Вот и я, увидев себя на экране, поразился непрофессионализму режиссёра, который мог выбрать такого артиста. До конца сеанса я не досидел, но пока шёл в училище, подумал, что не может быть всё так плохо, и снова отпросился у преподавателя, чтобы посмотреть ещё разок. Сходил и на второй, и на третий сеансы. После пятого уже выходил из зала неторопливо, бросая по сторонам томные взгляды, и специально задержался в дверях. Зрители меня стали узнавать, кто-то даже попросил автограф. Это был первый автограф в моей жизни.
Характер сформировался в Чертанове
— Вы не только актёр, режиссёр, продюсер, но и президент многих фестивалей. Нагрузки большие. Как поддерживаете свой организм?
— У нас в «Ленкоме» замечательный спортзал, к тому же я стараюсь еженедельно играть в хоккей. Правда, если раньше мог сыграть три матча за день, то сейчас один сыграешь, и слава Богу. На моём теле более 17 зарубок, а сколько переломов…
— Вы любитель экстрима?
— Мой характер формировался в Чертанове. В конце 1970-х — начале 1980-х это был один из неспокойных районов Москвы. Кто-то, наверное, помнит частушку: «Увезу тебя я в тундру, увезу тебя в Иваново, увезу куда захочешь, только не в Чертаново». Пройтись по Сумскому проезду у нас в школе считалось верхом героизма. А если сумел там постоять за себя, то на неделю становился королём. Позже, когда я учился в МАТИ, у меня появился товарищ — Александр Дорофеев. Как-то он мне предложил поехать попрыгать с парашютом. Прыгали мы, прыгали, я ещё одного знакомого к этому привлёк. И однажды мы сделали фотографию возле памятника Маяковскому: на ней один стоит со сломанной правой ногой, другой со сломанной левой ногой, я со сломанным мизинцем в гипсе. Мы посмотрели на эту фотографию и решили перестать заниматься этим экстремальным видом спорта, пересели на мотоциклы.
Раз в пять лет
— Как вы отмечаете свой день рождения?
— Отмечаю не каждый год, а раз в пять лет и люблю это делать на воде. Традиция такая появилась лет 20 назад или чуть больше. У моего близкого товарища, он же кум, крёстный моей дочери, есть замечательный пароходик «Чижик», широко известный в узких кругах. И вот мы на этом кораблике плаваем по Москве-реке. Чем это удобно? Если гости зашли в 18 часов, то выход на берег только в 22 часа. Если у кого-то срочные дела, то вот вам лодка, вёсла, спасательный круг, пожалуйста, сами плывите до берега. Но никто не уплывает, обычно идём по второму кругу, один раз даже было и по третьему, правда много лет назад. Гости — люди творческие. Если это актёры или певцы, микрофон всегда включён, аппаратура работает. Иногда такие батлы устраиваются! Помню, мой товарищ, царствие ему небесное, Женя Шаповалов, и Лариса Долина такой джаз спели! У меня осталась эта запись: когда её смотрю, сам себе завидую.