На полках супермаркетов, где стоят пачки с чаем, заметны изменения. Практически исчезли Lipton и Brooke Bond: в августе чайная компания Ekaterra, которой принадлежат эти торговые марки, ушла из России. Как обстоят дела на чайном рынке столицы в период санкций, выяснила корреспондент «ЮВК».
Главное — купаж
Российские чайные фабрики закупают чай в Кении, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Индии, Шри-Ланке и создают свои купажи. Для этого производители смешивают чай разных сортов, добиваясь задуманного вкуса и аромата.
— Никто из чайных компаний, которые выращивают чайный лист, от работы с Россией не отказывается, — говорит Сергей Калинин, руководитель отдела по внешнеэкономической деятельности Московской чайной фабрики (той самой, что выпускает знаменитый чай «со слоном»). — А если ушёл какой-то раскрученный бренд, это не означает, что ушёл лучший. Просто к нему привыкли. В конце концов российские производители могут создать точно такой же чай: дегустаторы поймут по образцам, как его купажировать, — и нет проблем.
Полки в магазинах не пустуют
Я побывала в нескольких сетевых магазинах округа. На полках десятки коробок с чёрным, зелёным, фруктово-ягодным чаем. Есть листовой, гранулированный, в пакетиках…
— Чай нам привозят компании как российские, так и дистрибьюторы зарубежных марок, — рассказывает сотрудник магазина на Люблинской ул., 153. — С марта этого года за счёт изменения логистики чай постепенно растёт в цене, но остаётся по-прежнему доступным продуктом.
По мнению консультанта магазина на Братиславской ул., 19, в ассортименте чая особо ничего не изменилось.
— Всё как обычно: привозим и продаём, — говорит она. — Даже странно, что вы спросили.
Вся проблема — в перевозке
После введения санкций чай подорожал на 30%. И дело не в санкционном товаре, коим чай не является. Всё дело в сложностях его доставки. Чай привозят морскими путями. И эти маршруты рассчитываются так, чтобы захватить максимальное количество нужных портов.
— Из Индии — в Коломбо, потом через Красное море и Гибралтар и далее: так называемые линейные поставки чая в целом удобны, — говорит Сергей Калинин. — Не нужно заказывать чартер под себя — это слишком большие количества, 4,5 тысячи тонн. Но сегодня порты Европы нас тормозят. А другие линии поставок, например через Иран, Турцию, Дальний Восток, слишком дороги. Перевозки подорожали в несколько раз ещё в «ковидные» времена. А чай из Шри-Ланки, например, подорожал в два раза из-за их экономического коллапса. Хорошо, что у нас есть Индия. Но подорожала упаковка. Она хоть и делается в России, но выросла цена материалов: картона, краски для печати, фильтр-бумаги для пакетиков.
По словам специалиста, говорить, что на складах много чая, — неверно.
— Чай не коньяк, — объясняет Калинин. — Он долго лежать не любит: теряет аромат и стареет.
Тем не менее, без привычного напитка покупатели не останутся. Тот, что есть, распродадут и сделают новый.