Недавно в Южнопортовом прошёл музыкальный хоррор-панк-фестиваль. На нём выступили российские мэтры этого жанра — группы «Сказки чёрного города», Nagart и другие. О том, что такое хоррор-панк, кого привлекает это музыкальное направление и много ли у него поклонников, «ЮВК» рассказал организатор фестиваля Георгий Петросов.
Тексты песен — из фильмов ужасов
Георгий Петросов в организации музыкальных фестивалей не новичок. Он обожает панк, и его фестивали «Всё идёт по панку» не раз собирали лучших музыкантов этого жанра и полные залы их поклонников. В этот раз Георгий решил провести фестиваль по более узкому направлению — хоррор-панку.
Хоррор-панк, или, как его ещё называют, страшный панк, зародился в США в конце 1970-х. Первой была группа The Misfits из Нью-Джерси. В нашу страну этот жанр пришёл в начале 2000-х.
— От прочих направлений панка хоррор-панк отличается прежде всего текстами песен. Герои в них — вампиры, зомби, оборотни, призраки и прочие сверхъестественные, сказочные существа. Авторы сочиняют о них страшные истории или дают отсылки к фильмам ужасов и фантастике, — рассказывает Георгий Петросов. — Но это не всегда только жуть. Порой тексты не обходятся без юмора и даже романтики.
Одна из самых известных российских хоррор-панк-групп — «Король и Шут». Сейчас она уже распалась, но в 2000-х собирала полные клубы. По словам Георгия, теперь у неё есть несколько последователей. В том же стиле выступают, например, «Сказки чёрного города».
— Как правило, это довольно тяжёлая музыка, хотя популярным в хоррор-панке сейчас становится и более лёгкое звучание, а также уклон в этно, — говорит Георгий. — Так, например, треки группы Nagart пропитаны нотками скандинавской и древнегреческой мифологии.
В гриме можно не узнать
Отличительная черта хоррор-панк-музыкантов — мрачный сценический образ.
— Ребята выступают в чёрной одежде, костюмах вампиров, мертвецов и прочей нечисти. Грим обычно тоже пугающий. Например, музыканты The Misfits часто выходят на сцену в образе зомби или рисуют во всё лицо череп, — рассказывает Георгий. — Футболки с героями фильмов ужасов, перчатки со скелетами и шипами, цепи, причёски-ирокезы у хоррор-панков тоже дело обычное.
Но это вовсе не значит, что в повседневной жизни они такие же, как на сцене. Например, вокалист «Сказок чёрного леса» Николай Ерохин признаётся, что ужастики даже не смотрит, предпочитает более спокойное кино. А вокалист и автор песен Nagart Александр Старцев обожает путешествовать и до сих пор мечтает посидеть за штурвалом самолёта, потому что в детстве хотел стать лётчиком.
На концерты приходят даже с детьми
По словам Георгия Петросова, хоррор-панк пока что остаётся довольно узким музыкальным направлением. Больших залов на своих концертах ещё не собирала ни одна группа. Основная аудитория — молодёжь 18-25 лет. Правда, бывают и исключения.
— Если группа была популярна десятки лет назад, то и сейчас на её концерты приходят те, кто тогда её слушал. Причём иногда даже с детьми, — говорит Георгий. — Например, на фестивале в Южнопортовом было семейство с десятилетним сыном. Пареньку понравилось не меньше, чем родителям, ушёл домой довольным.