Префект ЮВАО Андрей Цыбин вручил жителю района Люблино Владимиру Трендюку орден Красной Звезды, которым в 1944 году был награждён его отец Илья
Петрович Трендюк.
Долгий путь ордена
— С особой гордостью я произношу сегодня фразу: «Награда нашла героя!» В нашем случае этот путь оказался особенно долгим. В мае 1944-го пулемётчик Илья Петрович Трендюк за мужество и героизм, проявленные в бою под городом Гомелем, был представлен к ордену Красной Звезды, — сказал на вручении префект. — Боец после ранения попал в госпиталь, и награда, как это часто бывало в годы войны, не успела за героем, а сам Илья Петрович до самой кончины и понятия не имел о награде. В 2001-м ветерана не стало. Но сын и внуки помогли довести дело поиска награды до конца. Спасибо, что свято храните память своего отца и деда-героя!
Бесстрашный минёр
Строитель, а сейчас пенсионер Владимир Трендюк всегда гордился своим отцом, ветераном Великой Отечественной войны. Но о том, что отец был награждён орденом Красной Звезды, узнал недавно.
— Отец родился в 1921 году в Акмолинской области Казахстана. К началу войны он уже год служил в армии. Он не любил много рассказывать о военном времени, и, чтобы больше об отце узнать, я уже после его смерти стал рассылать запросы в архивы, — рассказывает Владимир Трендюк.
А года два с половиной назад он наткнулся на имя отца на сайте «Партизаны Белоруссии»: видимо, в Белоруссии открыли какую-то часть архивов. Здесь Владимир и обнаружил личный листок по учёту партизанских кадров и наградной лист отца. В нём говорится: «При подрыве эшелонов противника товарищ Трендюк отличился как бесстрашный минёр, хороший организатор и дисциплинированный боец». Найденную информацию об отце и архивные справки он отослал в Комиссию при Президенте Российской Федерации по государственным наградам и мгновенно получил ответ.
Пустил под откос 12 вражеских эшелонов
— Отец был командиром подрывной группы, состоящей из пяти человек. В это время ему было 22 года, — продолжает Владимир.— В Речицкой партизанской бригаде имени Ворошилова и в отряде имени Фрунзе он воевал с апреля по ноябрь 1943 года. За этот период группой подрывников на участке железной дороги Жлобин — Гомель было пущено под откос семь немецко-фашистских эшелонов с вооружением, продовольствием и живой силой противника, в том числе один бронепоезд. Всего же, как вспоминал отец, под откос пустили 12 эшелонов противника. Каждый выход группы сопровождался огромным риском. Немцами была организована тотальная охота на партизан, они устраивали засады, проводили облавы. Но благодаря умелым действиям партизанам удавалось избегать ловушек и уходить от преследования, так что ни один человек из группы отца не погиб.
Похоронка всё спутала
После партизанского отряда Илья Трендюк воевал в передовых частях Красной армии, был пулемётчиком в 217-й стрелковой дивизии. В январе 1944 года в бою у деревни Расова Гомельской области он был ранен в грудь.
— Вражеские снайперы с особым пристрастием охотились за пулемётчиками. В начале очередного нашего наступления отец попал под вражеский огонь, — поделился Владимир воспоминаниями отца.
По ошибке Илью Трендюка записали в ведомость убитых. В похоронке, пришедшей его родителям, даже указывалось место захоронения. Видимо, именно из-за этого недоразумения герою при жизни так и не вручили орден Красной Звезды, хотя других боевых наград у него немало. В марте 1945 года в боях за полуостров Пиллау в Восточной Пруссии Илья Трендюк снова получил ранение, лежал в госпитале и был демобилизован только в 1946 году.
— Я благодарен всем, кто помог получить награду отца, — сказал Владимир Трендюк. — Орден Красной Звезды, как и другие боевые награды, будут передаваться в нашей семье из поколения в поколение, чтобы потомки знали историю и чтили память своего героического предка.