Питьевую воду в жилые дома ЮВАО подают с Восточной станции водоподготовки, которой в июле исполнилось 85 лет. Корреспондент «ЮВК» отправился на станцию и выяснил, как здесь очищают воду.
В стиле сталинского ампира
Станция водоподготовки расположена в районе Восточный Восточного округа. Территория комплекса огромная, почти 120 гектаров. Большинство зданий построено в стиле сталинского ампира в 1937 году. Их венчают скульптуры рабочих с инструментами в руках и детей, глядящих в светлое будущее.
Вода на станцию попадает из Волги: по каналу им. Москвы она идёт в Учинское водохранилище. Оттуда по Акуловскому каналу направляется прямо на территорию комплекса.
— Путь неблизкий, занимает около недели. Поэтому мы всегда можем подстроиться под качество приходящей воды и в случае чего принять меры, — рассказывает главный инженер станции Кирилл Звягин. — Даже если в канал попадёт топливо, мы сможем очистить воду. Для этого используем специальные пластины кокосового угля.
Органике здесь не место
Перед тем как попасть на очистные сооружения станции, вода отстаивается. Потом фильтры-сетки отсеивают мусор и не дают рыбе сюда попасть. Затем воду перекачивают в подземные камеры озонирования.
— Волжская вода богата гуминовыми кислотами, поэтому часто имеет запах. Кроме того, летом она начинает цвести. А озон справляется со всеми органическими веществами на отлично, — поясняет главный инженер.
Затем воду с помощью реагентов обеззараживают и очищают от органики. После этого отстаивают и фильтруют через слой калиброванного кварцевого песка.
— Потом мы её снова обеззараживаем и перекачиваем в резервуары чистой воды. Оттуда она уже направляется по распределительным сетям в город, — добавляет Кирилл Звягин.
Большой расход — перед Пасхой
Главный инженер отмечает, что лет 20-25 назад москвичи потребляли воды намного больше, чем сегодня.
— Тогда только наша станция подавала около 1,4 миллиона кубометров в сутки, а в последние годы — всего 400 тысяч. Всё благодаря современным смесителям, стиральным и посудомоечным машинам. Они расходуют намного меньше жидкости. Правда, иногда и в нынешние времена бывают дни, когда воды жители тратят прилично. Один из таких — Чистый четверг перед Пасхой, — рассказывает Звягин. — В 1990-х годах больше всего воды тратили 31 декабря.
Династия сотрудников
За качеством воды на всех этапах следят в лаборатории и автоматы, и люди: контролируют мутность, цветность, запах — всего 60 показателей. Вот, скажем, содержание остаточного хлора в питьевой воде должно быть от 0,8 до 1,2 мг на литр. И сегодня этот показатель тоже в норме.
— За 30 лет, что я здесь работаю, в чистой воде ни разу не было отклонений, — рассказывает заведующая лабораторией Елена Кочанова. — Кстати, кроме меня, здесь работали и работают мой свёкор, муж и дочка. Целая династия получается.
Диспетчерская — портал в прошлое
Работу всей станции контролируют из диспетчерского пункта. На стене — огромный мнемощит, а на панелях внизу — тумблеры, кнопочки, лампочки. Такие щиты часто показывали в старых советских фильмах.
— Мы перешли на цифровой формат, и сегодня два компьютера заменяют и мнемощит, и систему управления. Но мы решили всё это оставить как музейный экспонат, — говорит главный инженер.
К слову, насчёт оборудования. Не возникли ли проблемы с очисткой воды из-за санкций?
— На станции есть импортное оборудование. Если оно сломается, а иностранные компании не захотят с нами работать, — не проблема. Мы уже налаживаем контакты с отечественными производителями. Вода будет чистой в любом случае, — заверяет главный инженер.