Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 19 Июл 2022 в 12:00 | Текст: Михаил КОФАНОВ

Жизнь без кока-колы: как в Москве меняется рынок безалкогольных напитков?

Зарубежная газировка пользовалась немалым спросом в нашей стране: почти каждый россиянин хоть раз пробовал фанту, кока-колу или спрайт. В середине июня швейцарский владелец этих брендов официально заявил, что, как только запасы ингредиентов на российских заводах будут исчерпаны, производство и продажи этих напитков в нашей стране прекратятся. Что тогда пить москвичам, выяснял корреспондент «ЮВК».

Запасы заканчиваются

В небольшом магазинчике возле станции метро «Кузьминки» есть и кока-кола, и спрайт, и фанта. А ещё пяток наименований напитков отечественной рецептуры и производства. Цены у всех примерно одинаковые: 0,5 лит­ра продают за 70 рублей, 1 литр — за 100, а 1,5 — за 195 рублей. Это примерно на треть дороже, чем было в конце прошлого года.

— Всё из-за того, что закупочные цены выросли, — говорит продавщица Татьяна.

В супермаркете через дорогу ситуация другая: заморские напитки есть, но не в полном объёме. К примеру, спрайт продаётся только в поллитровках, а швейцарская кола — каких угодно вкусов, только не стандартная.

— Эти напитки всегда пользовались наибольшей популярностью среди покупателей, — поясняет консультант Алексей. — Загвоздка в том, что новых завозов этих товаров у нас не было уже несколько недель. Всё что есть — складские запасы. И они постепенно заканчиваются.

Появились новые лимонады

Зато на прилавках появились новые отечественные напитки. К примеру, CoolCola компании «Очаково» (заводы в Пензе, Краснодаре и Москве). Однако в супермаркете продают только двухлитровые бутылки. Компания из Черноголовки, которая производит газировку одно­имённого бренда, расширила линейку напитков: теперь здесь появилась «Кола». Волковская пивоварня стала выпускать лимонады в бутылках объёмом 0,5 литра. Их я, кстати, недавно пробовал, и тот, что со вкусом «манго-кокос», мне очень понравился. Цена на отечественную газировку такая же, как и на зарубежную. Некоторые наименования даже дешевле.

Изменения прогнозировать сложно

По словам президента Союза производителей соков, воды и напитков Максима Новикова, сейчас в индустрии сложилась непростая ситуация.

— Нарушены привычные и проверенные логистические цепочки, как следствие возникли перебои с поставками ингредиентов и упаковки. Сейчас нам сложно прогнозировать, как приостановка производства зарубежных компаний и активизация отечественных повлияет на рынок, — говорит Новиков.

Оборудование даже на отечественных производствах в основном зарубежное. К примеру, миксеры-сатураторы, предназначенные для изготовления напитков, везут из Италии, Германии, Чехии, Австрии. Однако и в нашей стране есть производители такого оборудования. Одна из таких компаний зарегистрирована в Тамбове.

— Мы вместе с ведущими участниками рынка предпринимаем меры для решения проблем с поставками оборудования, — добавляет Максим Новиков.

Импортировать напитки из Азии бессмысленно

К слову, почему бы не разнообразить ассортимент супермаркетов китайскими и южнокорейскими безалкогольными напитками? В некоторых узкоспециализированных продуктовых магазинах продаются бренды из этих стран.

— Пока это неперспективное направление, — считает Максим Новиков. — Рынок Восточной и Юго-Восточной Азии очень разнообразен в плане ассортимента безалкогольных напитков. Однако расходы на доставку их газировки в нашу страну приведут к серьёзному удорожанию продукта.

А чем продукт дороже, тем спрос на него меньше.