Недавно сотрудники Музея кочевой культуры вернулись из южноафриканской экспедиции. Они побывали в племени бушменов в Намибии. Учёные изучили особенности их традиций и быта, а также пополнили коллекцию музея новыми экспонатами — комплектами одежды, украшениями, луками и стрелами, детскими игрушками и музыкальными инструментами.
Украшения из скорлупы
Бушмены — малочисленный народ, компактно живущий на северо-востоке страны. Кожа у них не чёрная, а черты лица ближе к монголоидной расе. В Намибии осталось последнее поселение, в котором бушмены живут так же, как и их предки, посвящая себя охоте и собирательству. Большинство бушменов не умеют ни читать, ни писать. А их образ жизни близок к первобытному.
— Большую часть дня они проводят в праздности, лёжа под деревьями, болтая и выбирая друг у друга вшей, — рассказал «ЮВК» директор музея руководитель экспедиции Константин Куксин. — По нраву они позитивные. По крайней мере нас приняли легко и даже выделили переводчика — единственного человека в племени, знающего английский.
По словам Константина, бушменский язык очень сложный, и выучить его взрослому человеку невозможно из-за огромного количества щёлкающих звуков.
— Моя напарница Полина Кулешова привезла в подарок бушменам бисер и бусы, которые очень ценятся у их женщин, ведь сами они все украшения делают из скорлупы страусиных яиц, — продолжает Куксин. — Кстати, в благодарность за подарок бушмены дали Полине имя жены старейшины племени, что очень почётно. А ещё научили делать из шкур набедренные повязки, в которых ходят сами.
Европейскую одежду, которая достаётся бушменам в виде гуманитарки, они надевают лишь изредка: когда выбираются в город.
5 тысяч рублей за свободу
— У старейшины племени бушменов в тюрьму угодил сын, заступившийся за девушку. И мы решили освободить его, заплатив залог, — рассказывает Константин. — Залог был по нашим меркам совсем небольшой, примерно 5 тысяч рублей. И если за год за парнем не заметят других провинностей, то эти деньги перейдут племени.
Считать, кстати, бушмены тоже не умеют.
— У них есть «один», «два» и сразу «много». Поэтому после просьбы подвезти двух человек можно было увидеть у машины целую толпу, — смёется директор. — Машин у них тоже нет. А между деревнями десятки километров. В каждой из них есть школа в виде маленьких бараков, в них наш переводчик, единственный образованный человек в племени, учит ребят английскому языку, чтобы они могли взаимодействовать с жителями Намибии. Для обучения другим наукам им пришлось бы ехать в города банту — цивилизованных африканцев.
Сам добывал яд из личинок
В экспедицию к бушменам Константин взял своего шестнадцатилетнего сына Илью.
— У нас в семье есть традиция — проходить мужской обряд инициации того племени, к которому я отправляюсь в экспедицию. Старший сын ездил со мной на Крайний Север, а младший попросился в Африку, — объяснил Константин.
Для прохождения обряда Илья должен был сам сделать лук и стрелы, добыть личинок, а из них яд, и после отправиться на охоту.
— Так как вокруг было много диких и опасных животных, я решил пойти с сыном. С нами также пошли главный охотник племени и переводчик. Но всех животных мы, конечно, перепугали, — улыбнулся Константин. — Бушмены ростом всего полтора метра, а в моём сыне уже все два, поэтому шуму он наделал немало.
По словам директора музея, за два дня им удалось съесть всего лишь по горстке добытых жуков и орехов и ни с чем вернуться в деревню.
— Эти жуки — традиционное блюдо бушменов. Они большие, почти со спичечный коробок, — рассказывает он. — Перед употреблением такого жука надо минут пять запекать в золе. На вкус похоже на корочку от запечённой картошки.
Так что инициация зачтена не была. Зато все остались живы.