Рубрику «Время и место» ведёт в «Юго-Восточном курьере» известный журналист Сергей Благодаров. Он много лет проработал спецкором «Комсомолки», является лауреатом престижных журналистских премий.
Так повелось, что памятники в нашем богоспасаемом Отечестве в основном ставятся полководцам и государственным деятелям. Но всё больше появляется и памятников «несерьёзных» — водопроводчику, вылезающему из люка, Шерлоку Холмсу, курящему трубку, и даже огромной табуретке, громоздящейся у Музея мебели столицы. Москва начала улыбаться и дурачиться.
В этом году ровно десять лет ещё одному необычному памятнику: студенту-недотёпе Шурику и студентке Лидочке, сияющей распахнутыми глазами, из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Они стоят возле Московского экономического института в Текстильщиках.
У Леонида Гайдая брал интервью
По сути, это памятник всем нам, бывшим студентам. Шурик и Лидочка встали на постамент в 2012 году на Татьянин день — праздник всех российских студентов. Фильм «Операция «Ы»…» — это пароль. Пароль для каждого, живущего в России. Фразы из фильма «Надо, Федя, надо!» или «Всё уже украдено до нас» известны всем. Это и есть национальный культурный код, объединяющий нацию.
Стоя у памятника, я вспоминаю, как встречался с режиссёром фильма Леонидом Гайдаем. Он рассказывал, что на роль Шурика пробовались Андрей Миронов, Александр Збруев, Виталий Соломин, Олег Видов, Валерий Носик и даже Евгений Петросян. А вот на роль Лидочки Наталью Селезнёву утвердили сразу, заставив её, сняв зажим, раздеться в кадре.
Меня, тогда молодого и глупого корреспондента «Комсомолки», интересовало, сколько получают артисты.
— В кино можно заработать? — приставал я к артистам на площадке.
— Можно — на кефир и гантели, — ответил какой-то остряк.
— Прекращай острить! — крикнул актёру Гайдай. — Дай мне голосу в кадре!
Я всё же узнал, что за роль Шурика Александр Демьяненко получил 5500 рублей (на эти деньги можно было тогда купить машину). Столько получали лишь суперзвёзды советского кино — Вячеслав Тихонов за «Семнадцать мгновений весны» (5500 рублей) или Юрий Никулин за «Бриллиантовую руку» (5 тысяч рублей).
— Не тем интересуетесь, молодой человек, — хмуро заметил Гайдай.
— А чем надо? — спросил я.
— Почему, например, я хочу снять «Идиота», — ответил знаменитый комедийный режиссёр.
Я понимаю сейчас, что был живым свидетелем создания истории советской комедии. Когда снимал Гайдай, от смеха у людей выпадали кувалды. Я видел это на съёмочной площадке.
Всем студентам посвящается
И вот 30 лет спустя, когда я стою перед памятником, точно так же выбегают из института студенты. Меня, бывшего советского «студиоза», сегодня поражает всё. Охрана на входе (во времена Шурика этого не было). И то, как студенты идут, не отрывая взгляд от айфона. Как они, оплатив поездку по айфону, уносятся вдаль по улице Артюхиной на электрических самокатах (стойка с электросамокатами у дверей института).
На моих глазах к дверям института подкатили два курьера с доставкой еды: студенты проголодались. Я вспомнил свою студенческую юность, когда готов был обглодать металлическое кайло от голода.
Да, сегодня меня поражает всё. Рекламный щит на фасаде: «Почему выбирают Московский экономический институт. Фиксированная стоимость (на весь период обучения)…» В наше время учились бесплатно. Как и Шурик с Лидочкой, мимо которых пробегают сегодняшние студенты.
«Кому памятник?» – «Не знаем»
Я подошёл к группе студентов, курящих в сторонке от института — на его фасаде вывеска: «Если ваше здоровье позволяет вам курить, убедительная просьба делать это на расстоянии 15 метров от входа». У нас на факультете журналистики МГУ тоже висело объявление в мужском туалете над писсуарами: «Бычки в писсуары не бросать». Ниже приписали: «Они размокают, и их трудно раскуривать».
— Это кто? Не знаете? — показал я на Шурика и Лидочку.
— Не знаем, — протянули несколько голосов студентов.
— Вот фильм же был. Вот оттуда, — вдруг вспомнил один из них. — Это Шурик и Лена.
Хоть так, «Шурик и Лена».
…Я возвращался в редакцию. Поезд метро расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно. Шурик, голубиная душа, и Лидочка, которая соткалась из воздуха в легендарном фильме «Операция «Ы»…», всё не выходили из головы. Казалась, они едут со мной в неизвестное будущее. По сути, так и было.