Москва. Юго-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 08 Июн 2022 в 16:00 | Текст: Ирма КОТИЯР

Житель района Марьино уже 15 лет увлекается спелестологией

28-летний житель Марьина Виталий Кадышев — бывший спасатель. Два года назад прошёл профессиональное обучение и теперь работает машинистом в метро. Помимо всего этого, он 15 лет занимается спелестологией: изучает карты пещер и старых каменоломен и участвует в туристических походах в подземелья.

Если отстал, сиди на месте

— Приобщили меня к таким походам друзья, — рассказывает Виталий. — Пещеры посещают обязательно в группе с инструктором. В одиночку ходить опасно: очень легко заблудиться и не выйти на поверхность либо можно получить травму.

Для проверки, вся ли группа на месте и всё ли в порядке, по цепочке периодически передают команду «ЗамОк!». В группе всегда есть направляющий и замыкающий. От направляющего этот позывной должен дойти до замыкающего и вернуться по цепочке обратно к направляющему. Если позывной вернулся, значит, всё нормально. А если позывной обратно не вернулся, все останавливаются и начинается поиск пропавшего.

— Однажды был случай, когда девушка сильно ударилась о выступ, упала, и замыкающий остался с ней, — вспоминает Виталий. — Группа выделила трёх человек, чтобы отвезти пострадавшую в больницу: у неё был сильный ушиб. Остальные продолжили поход, устроив ночной базовый лагерь. В пещерах есть места, где можно устроить стоянку — расстелить спальники или даже поставить палатки. А в другой раз человек отстал, зайдя не в тот проход. Но он поступил правильно: остался на месте, благодаря чему его быстро нашли.

Там темнота и тишина

В пещерах абсолютная тишина и темнота. Туристы пользуются там налобными фонарями. В любой сезон там постоянная температура — 8 градусов тепла. Духоты нет — наоборот, гуляют сквозняки. Изредка можно встретить летучих мышей или обычных полёвок. Дикие животные туда не заходят: боятся.

По уровню сложности подземелья бывают разные. Есть даже с отвесным спуском более 50 метров, есть со стоячей водой по пояс, есть с протяжённостью ходов в десятки километров.

— Поскольку в нашем регионе мало естественных пещер, ходим в оставшиеся от добычи известняка шахты, — рассказывает Виталий. — Например, я был в Гурьевских каменоломнях в Тульской области — это самые большие пещеры в Центральной России. Протяжённость ходов — больше 40 километров.

Гурьевские каменоломни / Фото: Алексей Таланов

Гурьевские каменоломни / Фото: Алексей Таланов

Стены там испещрены засечками от клиньев, которые когда-то вбивали рабочие, чтобы откалывать известняк. Разработки породы там вели в XVI-XVII веках — в то время ещё не было открытых карьеров. На стенах можно встретить отпечатки доисторических моллюсков. Своды со временем обваливаются, вода размывает новые ходы.

По словам Виталия, известняк в пещерах гасит звуки, поэтому звать на помощь там бесполезно. И ни один способ связи не работает. Своды низкие, мужчине примерно по плечо. Есть места, где можно продвигаться только ползком, но такие в маршрут похода обычно не включают.

Опытные туристы проводят соревнования

Опытные туристы, которые много лет ходят в такие походы, устраивают в лабиринтах соревнования на скоростное ориентирование. Виталий Кадышев занимал там 1-е место. За час нужно было найти в подземелье 10 контрольных точек. На каждой точке подвешен цветной карандаш, которым надо сделать отметку в своей карте. Цвета карандашей участникам заранее не известны. Так что сжульничать и сократить маршрут не получится.

Опрос
У вас когда-нибудь взламывали мессенджеры, электронную почту или соцсети?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело