Однажды в Америке мне довелось беседовать с известным настоятелем тамошнего столичного храма, принадлежащего к Русской Православной Церкви Заграницей. Дело было вскоре после воссоединения нашей Церкви с Зарубежной. Мы путешествовали тогда по вновь обретенным православным приходам разных стран и вместе радовались возможности совместных богослужений, а среди прочего – и разрешению поминать имя московского Патриарха на «зарубежных» службах. Так вот мой собеседник сообщил мне, что в его храме и задолго до официального воссоединения поминали на богослужениях Патриарха Алексия II вопреки всем запретам.
– А как же это допускалось? – удивился я.
– Так мы же не называли титул и возносили молитвы просто «за раба Божиего Алексия», но все прекрасно понимали, о ком это, и так проявляли свою любовь к Святейшему. А для Бога разве титулы важны? Нет, любовь важнее.
Вспомнил я об этом именно сейчас, конечно, не случайно. После того, как в Киеве недавно состоялся собор, провозгласивший независимость Украинской Православной Церкви, появилось огромное количество самых противоречивых откликов и комментариев. В заголовках то и дело мелькает грозное слово «раскол».
Впрочем, по заголовкам судить о содержании дело ненадежное. Сейчас такая странная мода пошла, когда, например, заметка называется «Министр высказался о ценах», а под заголовком написано: «Министр сказал, что у него нет комментариев». Вот и тут – попробуй пойми, в чём раскол-то? Ведь фактически независимостью от Москвы Украинская Церковь обладает уже больше 30 лет – и финансовой, и административной. О духовном разрыве речи нет. Вера общая. Ну, а сам факт очередного провозглашения уже и так существовавшей независимости может объясняться политико-военной обстановкой, а также заботой о сохранении Церкви. Что же касается каких-то ритуальных деталей, то они вряд ли принципиальны. Это, может быть, для церковной иерархии и бюрократии важно, кого за кем поминать и с каким титулом. Или – в каких именно центрах разрешается варить священное миро. А вот для простых русских и украинских верующих, которые, собственно, и есть Церковь, гораздо важнее вера и любовь. Так же, как, надо полагать, и для Бога.