Так получилось, что интервью с актёром Александром Песковым, которого многие зрители запомнили по главной роли в фильме «Америкэн бой», состоялось накануне его дня рождения. Мы устроились в арт-кафе Театра Луны, где актёр служит уже 18 лет. До начала спектакля, в котором он играет, оставалось немного времени, я успела задать Александру несколько вопросов.
Не люблю справлять дни рождения
— Александр, какая-то традиция, связанная с празднованием дня рождения, у вас есть?
— Не люблю справлять свой день рождения. Во-первых, не хочу обязывать людей бежать за подарками, потому что по себе знаю — это морока, я всегда мучаюсь, что дарить взрослому человеку. А во-вторых, неоднократно бывало, что у меня в день рождения либо спектакль, либо съёмки. В детстве другое дело. У меня день рождения совпал с днём рождения пионерской организации — 19 мая. Мама наряжала меня в белую рубашку, покупала торт «Паутинка», который я любил есть с молоком, и я мог целый день бегать на улице с друзьями. Это было лучшее время.
Роль посвятил отцу
— Ваша кинокарьера началась с военных фильмов. Что запомнилось?
— Я оканчивал первый курс театрального училища, когда меня пригласили сняться в фильме «Первая конная», где я играл молодого бойца Красной армии. Но когда фильм вышел на экран, я себя в гриме с наклеенными усами и в красноармейской форме не узнал. Пришлось фильм пересматривать второй раз.
— Вы снимались в 4-м и 5-м сезонах сериала «По законам военного времени». Как вам там работалось?
— На съёмках было здорово в том смысле, что режиссёр Сергей Виноградов — мой коллега по сцене, я и раньше принимал участие в его работах. Мы не спорили, но дело спорилось. В массовке принимали участие жители Калининграда и Черняховска — тех городов, где проходили съёмки. Приятно было видеть заинтересованность жителей, их дисциплинированность, ответственность и гордость за то, что в их краях происходили такие исторические события. Свою роль я посвятил отцу и всем своим родственникам, которые не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Отца призвали в армию в 1942 году, он попал в пехотный разведполк и воевал в составе 2-го Белорусского фронта. Неоднократно был ранен, в 1944 году ему ампутировали ногу, а часть осколков так и оставались в его теле до самого конца. Все его младшие братья погибли на фронте. Такая же участь маминых братьев. Об одном из них пришло извещение, что он пропал без вести, и мама ждала его всю жизнь. Украина допустила на своей территории возрождение этой мерзости, которая называется «нацизм» и «фашизм». И это не 10-15 человек, как говорят некоторые. Уму непостижимо, как нацисты сумели оболванить там столько людей.
Все трюки делал сам
— Не обижает, что вас до сих пор иногда называют «америкэн бой»?
— Меня это не может оскорбить, потому что это была очень злободневная тема на тот момент. Сценарий был основан на рассказе реального человека, прошедшего Афганистан. В ту пору не было никакой компьютерной графики, и все трюки я выполнял сам. Насмотревшись голливудских картин с такими трюкачами и бойцами, как Чак Норрис, Брюс Ли, Сильвестр Сталлоне, мне самому интересно было попробовать сделать нечто похожее. У меня к тому времени была очень хорошая спортивная подготовка: я занимался каратэ, боксом, сидел на всех шпагатах, в том числе с провисом на двух табуретках, как Ван Дамм. Все драки, прыжки, плавание, езда на лодках, автомобилях — я всё это делал сам и всё это использовал в фильмах. С возрастом, конечно, стал отстраняться от выполнения трюков.
По стопам Игоря Старыгина
— Кто вас надоумил поступать в театральный институт?
— Как-то к нам в Сызрань приехал с творческим вечером Игорь Старыгин, он представлял фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». Я просто сидел, слушал и понял, что на актёра, оказывается, можно учиться. В 10-м классе во время зимних каникул я приехал узнать условия приёма в театральное училище. Мне дали огромный список литературы, которую я должен был прочитать. Начал его штудировать и сам себе выбрал произведения, которые мне в ту пору нравились. Я с первого раза прошёл конкурс и в Щепкинское, и в Щукинское театральные училища, а в результате окончил Школу-студию МХАТ.
— Вы снялись в 120 картинах, сыграли множество спектаклей. Странно, что у вас нет никакого звания.
— Я думал, что это кто-то сверху решает, а оказалось, что это должен инициировать коллектив, в котором лежит моя трудовая книжка. При этом надо собрать кучу документов. А я не люблю никого просить.