В 1888 году между Дубровкой и Калитниковским кладбищем официально начала работать московская городская бойня.
«Грудинки три пудика и студень от осьми быков»
Убоем скота на этом месте занимались ещё в XVII веке: частные хозяйства размещались в деревне Грайвороново, на землях Ямской и Рогожской слобод. Но работали частные бойни без всякого контроля со стороны городских служб.
Необходимость построить в Москве современную бойню, чтобы обеспечить стабильную торговлю мясом, а главное — установить государственный санитарный контроль, остро возникла во второй половине XIX века. После отмены крепостного права население Москвы стало быстро увеличиваться: с 370 тысяч человек в 1852 году до 750 тысяч в 1886-м.
А съедал средний москвич, по подсчётам экономистов, в год от 80 до 100 килограммов мясной пищи. Самые грандиозные пиршества даже рабочий люд устраивал на Пасху и Рождество. «Грудинки взял у Богачёва три пудика, да студню заготовили от осьми быков, во как мы! Да лапша будет, да пшенник с молоком. Наше дело тяжёлое, нельзя. Землекопам особая добавка, ситного по фунту на заедку. Кажному по пятку яичек, да ветчинки передней, да колбасники придут с прижарками, за хозяйский счёт…» — так описываются разговины для рабочих артелей в романе «Лето Господне» Ивана Шмелёва.
Сделки проводились на Мясной бирже
Городская бойня на территории Дубровки и Калитников напоминала современный завод: там были холодильные камеры, собственный водопровод, система канализации и своя железнодорожная ветка. На территории располагались более 50 двухэтажных кирпичных зданий, башни для хранения воды, жилые дома для работников, бани и прачечные.
С новой бойни говядина и свинина (целыми тушами и разделанные по категориям), требуха, сало попадали на городские рынки, в розничные магазины и мелкие лавочки. Торги, аукционы, деловые сделки проводились на Мясной бирже, которая тоже входила в комплекс бойни.
Охраняется государством
Аналогично оснащённые бойни в Лондоне и Париже появились в конце 1860-х годов. Московская от них не отставала — специалисты признавали её одной из лучших в Европе. А по сообщению ежедневной газеты «Московский листок», в сентябре 1899 года её осмотрели «английские гости лорд Киерлей и господин Ламберт».
До наших дней из всего комплекса, спроектированного архитектором Александром Обером, сохранилось здание Мясной биржи на Сибирском проезде. Сейчас здесь располагается культурный центр. А несколько лет назад историческое здание получило охранный статус.
— Одноэтажное кирпичное здание и фрагмент ограды с пилонами ворот на Сибирском проезде — объекты культурного наследия регионального значения. Они находятся под охраной государства, — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.