Пожарные Москвы регулярно отрабатывают профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Раз в квартал они проходят обязательную тренировку в теплодымокамере. Здесь, как на настоящем пожаре, в темноте и дыму они проводят разведку, передвигаясь на ощупь. При этом их работу сопровождают леденящие душу крики и звук горящих и рушащихся конструкций.
Как проходит такая тренировка, mos.ru показал пожарно-спасательный отряд № 313, находящийся на территории ТиНАО, Пожарно-спасательного центра Москвы.
Звено в сборе
Резкий свист раздается при проверке работы дыхательных аппаратов. Именно такой звук слышит пожарный, когда у него заканчивается рабочий запас воздуха. Убедиться, что экипировка исправна, — одна из важнейших задач перед тем, как пожарные зайдут на объект. Запаса воздуха хватает на 30–40 минут — в зависимости от уровня сложности пожара.
За железной дверью, по легенде учений, — непригодная для дыхания среда. Командир звена, которое собирается зайти в теплодымокамеру, — Андрей Шапар, заместитель начальника пожарно-спасательного отряда № 313.
«В дыхательном аппарате нельзя нервничать, особенно тем, кто идет первым. В баллоне содержится определенное количество воздуха, и если ты начинаешь нервничать и делать лишние движения, то у тебя ускоряется дыхание, и запас воздуха сокращается еще быстрее», — отмечает Андрей Шапар.
Командир звена обязательно контролирует обмундирование своих коллег: закрыты ли все участки кожи, руки, лицо. Также проверяет работу средств связи с постовым на посту безопасности.
После этого звено огнеборцев (от трех до пяти человек) заходит на горящий объект на разведку. В данном случае, так как речь идет о тренировке, — в помещение за железной дверью — теплодымокамеру. Один участник звена остается снаружи, как и при настоящем ЧП. Он постоянно находится на связи и оценивает обстановку, а также производит расчеты, на сколько времени хватит запаса воздуха его товарищам. Эти данные заносятся в специальный журнал.
«Занятия здесь помогают отработать действия в приближенных к реальным ситуациям условиях. По прибытии на место пожарные всегда сначала проводят разведку. В теплодымокамере нет линейного маршрута, мы должны в замкнутом пространстве обследовать местность и найти пострадавшего. Потому что наша основная задача — спасение людей. Если мы понимаем, что людей в помещении нет, то уже все силы направляем на тушение пожара. Здесь отрабатывается также слаженная работа в команде, ведь такие же задачи звено будет выполнять на реальном пожаре», — рассказывает Андрей Шапар.
Пожарные тренажеры
Тренировка в теплодымокамере начинается с обязательного осмотра фельдшером. После облачения во всю экипировку, вес которой достигает 20 килограммов, пожарные заходят в теплокамеру. Она похожа на небольшой спортзал. Здесь есть беговая дорожка, велотренажер, бесконечная лестница, устроенная по принципу эскалатора (ступеньки там не заканчиваются, сколько по ним ни поднимайся), и тренажер «Ударный молот», где тренирующийся тянет за трос, поднимая груз.
Все участники звена занимаются на разных тренажерах по очереди, примерно по полторы минуты на каждом. При этом пожарные одеты во всю экипировку, а температура в помещении достигает 40 градусов. Так что это мини-занятие по уровню силовых затрат эквивалентно двухчасовой тренировке в фитнес-клубе.
«Теплокамера помогает подготовить организм человека к воздействию высоких температур», — поясняет Андрей Шапар.
После этого командир звена определяет порядок, в котором пожарные зайдут в следующее помещение — дымокамеру. Здесь стоит темнота, и за несколько минут до тренировки комната заполняется дымом. Пожарные ждут команды оператора, чтобы зайти.
«В дымокамере мы включаем световые и шумовые эффекты, которые создают психологическую нагрузку. Участники тренировки начинают разведку — поиски пострадавшего. Иногда, по договоренности с руководителем, кто-то из звена может сделать вид, что потерял сознание. Остальные участники тренировки об этом заранее не знают. Они должны спасти его, переключив на свой дыхательный аппарат. Эту процедуру необходимо отработать до автоматизма, потому что от нее может зависеть жизнь коллеги на реальном пожаре. Затем они должны вытащить пострадавшего на свежий воздух и оказать первую помощь», — рассказывает Александр Афонин, начальник участка, отвечающий за работу теплодымокамеры.
Найти выход из лабиринта и спасти «Гошу»
При свете тренажер «Лабиринт» напоминает нагромождение металлических клеток. Объект может перестраиваться, подобно конструктору, чтобы на тренировках пожарные и спасатели проходили разные маршруты. В зависимости от задания он имитирует подвал или какие-то технические помещения. Задача пожарных — найти вход и пройти сквозь лабиринт к выходу.
Участники тренировки ползком попадают в помещение друг за другом. Это безопаснее, так как внизу лучше видимость, ведь дым всегда поднимается вверх. Затем они заходят в лабиринт, внутри которого расположены различные ходы и люки, перекрытые веревками и прочими препятствиями. Кажется, что и при свете найти выход отсюда непросто, но пожарные должны уметь это делать в полной темноте. Участники звена сохраняют порядок и помогают друг другу пройти все испытания.
Еще один тренажер — «Резервуар» — имитирует коллектор либо колодец, рядом с которым звено находит пострадавшего. Сегодня его роль выполняет манекен «Гоша». Пожарные бережно надевают на него капюшон, подключают к дыхательному аппарату, выносят на свежий воздух и оказывают первую помощь.
Другие возможные задания в дымокамере — поиск и перекрытие вентиля, который, по легенде, предотвратит утечку газа на промышленном предприятии, либо отключение рубильника.
Спасатель по призванию
Пожарно-спасательный отряд № 313 в поселении Московском работает с 2020 года, огнеборцы также выезжают на вызовы в поселениях Кокошкино, Филимонковское, Марушкинское и Внуковское. Все пожарные являются и спасателями, так что работают на местах дорожно-транспортных происшествий и помогают людям, попавшим в беду на воде. В пяти сменах работают 105 огнеборцев. Один из них — Даниил Татаркин.
«Я служил по призыву в Ногинске в войсках МЧС и уже тогда решил связать свою жизнь с профессией спасателя. Когда вернулся домой, узнал, что поблизости строится пожарное депо. Сбор документов и обучение заняли около полугода. И вот с 2020 года я работаю здесь. Многих знакомых удивил мой выбор, но я часто задаю себе вопрос: а кто, если не я? Не так много людей готовы рисковать своей жизнью, идя на помощь другим. Мой отец гордится мной. Моя мама и моя девушка, конечно, переживают и подробно меня расспрашивают после каждой смены. Уже всё знают об этой работе», — рассказывает пожарный.
У многих пожарных и спасателей есть свои приметы и обряды, которые соблюдаются перед входом на горящий объект. Они, как и обычные люди, могут испытывать страх и беспокойство. Впрочем, главное умение любого пожарного — сохранять хладнокровие даже в самых чрезвычайных ситуациях.
«Я не боюсь огня, но в дыму бывает страшно. Когда ты не видишь ничего дальше вытянутой руки, это пугает. Начинают приходить мысли, а вдруг ты заблудишься и не найдешь выход. Но их надо уметь отбрасывать и продолжать работу, придерживаясь правил и устава», — резюмирует Даниил Татаркин.