В конце 19 века подмосковные Кузьминки были модным дачным местом. Популярностью среди москвичей усадьба была обязана знаменитым владельцам – князьям Голицыным, которых неоднократно удостаивали посещением царственные особы. В конце 1990-х дачников в Кузьминках было так много, что даже пришлось поставить ограду с воротами перед въездом к господскому дому для защиты от любопытных гуляющих.
Дачи приносили высокий доход
Князь Сергей Голицын, владевший Кузьминками с 1859 по 1912 годы, значительно расширил границы своих владений, приобретя соседние села Котельники, Чагино. И, как многие дворяне в то время, сдал «излишки» под дачи. Это было очень доходное занятие.
Вшестером от Рогожской заставы
Кстати, ближайшие к Кузьминкам железнодорожные станции – Косино и Подосинки (сейчас Ухтомская) построили только в конце 90-х годов 19 века. А до этого времени дачники добирались к месту летнего отдыха на конных экипажах, чаще всего на линейках. Громоздкий конный экипаж мог перевозить шесть пассажиров. Они сидели боком по ходу движения на двух продольных скамейках, разделенных перегородкой. Экипаж был с небольшим навесом, а для дополнительной защиты от дождя и от грязи, летящей из-под колес, пассажиры прикрывали колени кожаным фартуком.
Такое семейство дачников запечатлел Валентин Серов в 1892 году на своей картине «На линейке из Москвы в Кузьминки». На открытой скамейке, в густых клубах дорожной пыли тесно сидят мужчина с зонтом, дама в летнем платье и гимназист, придерживающий на коленях коробку.
Прообраз маршрутки
Вообще-то конные линейки были городским общественным транспортом. С 1850-х годов они ездили по Москве по утвержденным маршрутам – радиусам, от Красной площади – к разным заставам на Камер-Коллежском валу. Юго-восточный радиус был проложен до Рогожской заставы. Однако в летнее время маршруты линеек продляли до популярных дачных мест.
– Линейки можно назвать прообразом маршруток, – говорит директор Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов в Люблине Дмитрий Ломаков. – Они были разных моделей. У некоторых позади кузова было место для багажа, там помещались сундуки, баулы и даже некрупная мебель.
Скорость конных экипажей
«Максимальную скорость могли позволить себе только фельдъегери и курьеры, которые неслись самой скорой рысью», – отмечал историк Григорий Гольц в своем исследовании об истории гужевого транспорта. Скорость почтовой езды летом составляла от 10 до 18 верст в час. А неуклюжая конная повозка с шестью пассажирами вряд ли могла ехать быстрее 10-15 верст в час. От Рогожской заставы до Кузьминок ей надо было преодолеть около 25 верст.
Единых правил дорожного движения в 19 веке не было. Они формировались по мере возникновения прецедентов. Удивительно, но правостороннее движение в Москве узаконили только в начале 1890-х годов специальным распоряжением обер-полицмейстера Александра Власовского.
«Слез с козел и толпился»
Отдельные правила составляли для извозчиков. Им «воспрещалось производить на улице шум, крик, заводить брань и драку, оставлять свои экипажи и отходить от лошадей». Нельзя было стоять кучей, а также назойливо предлагать прохожим свои услуги. Отдельно оговаривался запрет на насмешки и оскорбления в адрес обывателей, если они отказывались ехать.
«За всякое нарушение следовал солидный денежный штраф или отсидка в участке, – отмечала в своей книге о Москве 19 века доктор исторических наук Вера Бокова. – «Ведомости московской городской полиции» ежедневно печатали лаконичные приказы Власовского: «Легковой извозчик номер такой-то слез с козел – штрафу 10 рублей», «слез с козел и толпился на тротуаре», «халат рваный – штрафу 5 рублей», «произнес неуместное замечание – штрафу 15 рублей».