В Московском Губернском театре идёт моноспектакль «Мой Лермонтов». Его постановка была приурочена к 180-летию со дня гибели поэта. Главную и единственную роль в ней сыграл актёр театра и кино лауреат премии «Золотой орёл» Кирилл Зайцев. У него на счету много заметных ролей и в кино: баскетболист Сергей Белов в фильме «Движение вверх», аристократ Трубецкой в «Серебряных коньках» и, конечно, красавец Финист — Ясный сокол в «Последнем богатыре».
Мы поговорили с Кириллом о спектакле, о сложностях профессии, а также о том, почему он решил оставить морскую службу, чтобы стать актёром.
Приведите детей в театр!
— Кирилл, почему именно Лермонтов?
— В 2014 году я играл Печорина в спектакле «Княжна Мери» Рижского русского театра. Тогда и родилась идея работать над Лермонтовым дальше. Когда у меня были периоды без постоянной работы, я учил стихотворения и прозу Михаила Юрьевича, играл на гитаре его произведения. И как-то постепенно собрался материал, достойный, как мне показалось, отдельного спектакля.
В спектакле показан последний период жизни Лермонтова, когда он воевал на Кавказе. На протяжении действия юный корнет любит и ненавидит, тоскует и смеётся, и всё это в окружении сказочного пейзажа его любимых горных вершин. Мне кажется, что тема очень актуальна, особенно сегодня, когда школьники пишут в своих сочинениях, что «Пушкин убил Лермонтова на дуэли» или наоборот… Я призываю родителей привести детей в театр: пусть у них всё-таки произойдёт знакомство с русской культурой.
— Волнуетесь, когда выходите на сцену? Одному-то играть сложнее.
— Не волнуются, пожалуй, только дураки. Но волнение помогает актёру. Я тщательно готовился и думаю, что справился. Репетирую везде и всегда при возможности. У меня дома есть отдельная комната для репетиций, и когда я в ней, близкие понимают: папу и мужа трогать не стоит.
«Ледниковый период» — это же не Олимпиада
— В фильме «Серебряные коньки» вы сыграли дворянина Аркадия Трубецкого, который отлично катается на коньках. А потом вышли в финал телешоу «Ледниковый период». Как вам удалось научиться так кататься?
— Роль в этой исторической криминальной драме потребовала от меня серьёзной спортивной подготовки. Пришлось осваивать технику фигурного катания. В фильме много сцен на льду, где я не просто катаюсь, а исполняю несколько пируэтов. Мои коньки были закамуфлированы под старинные. Я, когда первый раз надел коньки, был неприятно удивлён, насколько они болезненно разнашиваются — до кровавых мозолей. Поэтому за своими старыми коньками фигуристы следят и стараются не менять. А насчёт ледникового шоу — ну это же не Олимпиада, не международные соревнования. Мы с моей напарницей — чемпионкой мира и Европы Оксаной Домниной — получали удовольствие от процесса и были изначально настроены стать лучшей парой. Так что мои навыки катания очень даже пригодились. По восемь часов в день катались — тренировались, чтобы всё получилось.
— Кирилл, вы ведь по образованию моряк. Расскажите, как сменили профессию.
— Я с раннего возраста отличался разносторонними интересами: окончил музыкальную школу по классу гитары, занимался бальными танцами, посещал баскетбольную секцию, изучал морское дело. Я родился в Волгограде в семье профессиональных спортсменов, окончил в Санкт-Петербурге Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова, а в 2014 году получил диплом Латвийской академии культуры. Актёрская карьера началась у меня как раз в Риге, а сейчас живу в Москве и работаю в Губернском театре. Несмотря на нежную любовь к морю, я понял, что моё призвание — это играть в театре и кино, и, выбрав его, не прогадал.
Безруков сказал: «Будешь царём!»
— Вы сотрудничаете с Фондом Сергея Безрукова и Московским Губернским театром с 2018 года. Как вы туда пришли?
— По воле случая. Мой агент однажды предложил мне сходить на кастинг. Тогда в Губернском театре ставили «Алису в Стране чудес». Я подумал: ну я-то кого там буду играть? Но сходил и вскоре мне поступил звонок от Сергея Безрукова: «Приходи, будем знакомиться! Будешь царём!» Так я получил роль Николая I в спектакле «Пушкин», режиссёр Сергей Безруков. Потом возникла работа детектива Эраста Фандорина в постановке «Приключения Фандорина», а теперь вот «Мой Лермонтов».
— А в свободное время чем занимаетесь?
— Времени, увы, всегда не хватает. Поэтому единственный выход — сосредоточиться на действительно важных вещах. А если удаётся выкроить свободный день, то, кроме театра и кино, я люблю посещать художественные выставки и музеи, заниматься конным спортом и даже играть джаз…